Статьи > 2018 > Апрель > 04 > Наша мебель возвращается в Европу

Статьи про мебель и мебельные фирмы

Наша мебель возвращается в Европу

Белорусские мебельщики прорываются на рынок ЕС. Поставки растут, но надо укреплять ценовую конкурентоспособность.

Официальная статистика фиксирует значительный рост поставок отечественной мебели в ЕС. В том числе по товарной группе «мебель для сидения и ее части» (код ТН ВЭД 9401) в январе 2017 года экспорт увеличился в 1,7 раза по сравнению с январем 2016-го, до 8,2 млн долларов. Поставки «мебели прочей и ее частей» (в данную группу входит офисная, кухонная и спальная мебель) выросли сразу на 40 %, до 10,1 млн долларов.

Возрождение показателей

Напомним, в 90-е годы многие мебельные фабрики Беларуси активно отгружали свою продукцию в страны Западной Европы, однако к началу 2000-х по разным причинам были вынуждены уйти с европейского рынка. Похоже, сейчас предприятия всерьез настроились восстановить прежние позиции.

«С 2017 года мы наблюдаем серьезные подвижки на предприятиях в части экспорта в Европу. Как правило, это продажи не напрямую через сети, а через посредников, но других сильных вариантов для входа на рынок пока нет», — прокомментировал тренд председатель Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, гендиректор ЗАО «Молодечномебель» Валерий Бушило.

По словам собеседника, при выполнении экспортных заказов вопросов к качеству и дизайну, как правило, не возникает. Европейцы предпочитают размещать заказы по образцам, то есть с уже готовыми дизайнерскими решениями. При этом модернизированные мощности фабрик позволяют выполнять заказы по заданным параметрам и с должным качеством. Однако есть трудности с ценой: не всем удается уложиться в такой ее уровень, чтобы быть конкурентоспособными по сравнению с продукцией из других стран Европы.

Производительность хромает

«Если говорить, например, о мягкой мебели, в производстве которой доля ручного труда доходит до 75 %, то работники белорусских фабрик пока не демонстрируют такую выработку, как их коллеги в Польше или Венгрии», — обозначил проблему Валерий Бушило.

Чтобы увеличить выработку, глава отраслевой ассоциации рекомендует фабрикам поработать над производственными процессами, в том числе над разделением технологических операций, а также над укреплением трудовой дисциплины.

Несколько лучше обстоят дела с выработкой на фабриках корпусной мебели. Там доля ручного труда ниже, а автоматизация процессов благодаря применению станков с ЧПУ выше. Впрочем, и в этом товарном сегменте успешно конкурировать по цене мешают высокая стоимость электроэнергии и серьезная фискальная нагрузка на бизнес.

Выставки в помощь

Упрочить позиции на европейском рынке может целенаправленная государственная поддержка экспортеров (опыт Китая это доказал), однако в нашей стране в мебельном производстве она, скорее, декларативная, сетует Валерий Бушило. Например, мебельщики очень заинтересованы в посещении зарубежных выставок, на которых можно презентовать свою продукцию и найти партнеров по сбыту. Участие в таких мероприятиях — удовольствие не из дешевых, и самостоятельно нести издержки компаниям накладно.

«Недавно выезжали в Кельн на специализированную выставку. Обратили внимание на стенд российских мебельщиков, который практически полностью был профинансирован. Вот с чего начинается поддержка экспортеров!» — продолжает Валерий Бушило.

Увы, белорусские мебельщики пока не получили полноценной поддержки со стороны государства. Постановлением Совмина от 23.11.2016 № 964 предусмотрено частичное финансирование из республиканского бюджета расходов на организацию национальных экспозиций Республики Беларусь за рубежом. Однако, как свидетельствует мировая практика, гораздо больший эффект для продвижения экспорта товаров и услуг дает участие компаний в специализированных выставках и ярмарках. Именно специализированные экспозиции собирают наибольшее количество потенциальных покупателей, позволяют изучить конкурентов.

К слову, в прошлом году белорусский МИД инициировал изменение правил поддержки тех, кто едет на специализированные выставки, однако пока судьба этой инициативы неясна.

Вынужденная диверсификация

С поддержкой или без нее нынешний год станет годом, когда многие белорусские фабрики выйдут на европейский рынок, убежден глава отраслевой ассоциации. К диверсификации подталкивает резко возросшая конкуренция на традиционных рынках сбыта. С одной стороны, ввод нового жилья на постсоветском пространстве идет относительно вялыми темпами (именно новострой всегда подпитывал спрос на мебель). С другой — у соседей, в том числе в России, появилось много неплохих производств. На таком фоне потенциал экспорта белорусской продукции снизился, особенно в сегменте дешевой мебели: транспортные расходы сделали нецелесообразными поставки во многие регионы РФ, а также в некоторые страны СНГ.

В то же время при продажах в ЕС, даже через посредников, можно рассчитывать на рентабельность в 5—7 %. Не так много, но на первых порах хватает, чтобы удержаться на рынке и обеспечить работой трудовые коллективы.

Вячеслав МИЦУРА

Медиарынок

04.04.2018

Интернет-каталог «Мебель России» Вход
 
Платный доступ к Базе

Ваш e-mail:  

Пароль:  

Забыли пароль?    

Модена
Мебель
Мебель
СПб Севзапмебель
Мебель
Детские кроватки
Мебель
Лемос-Манн Групп
Яндекс.Метрика