Статьи > 2015 > Октябрь > 09 > Плагиат: популярно о наболевшем

Статьи про мебель и мебельные фирмы

Плагиат: популярно о наболевшем

В рамках прошедшей 28-30 сентября 3-й выставки поставщиков мебельной промышленности MIFIC EXPO состоялся специальный семинар по проблеме плагиата в дизайне мебели и интерьеров. Представители мебельных фабрик, дизайнеры и конструкторы — всего около 30 человек — обсуждали тонкую грань между репликами и воровством в сфере мебельно-интерьерных разработок.

Модератор встречи — Ксения Бандорина, эксперт дизайна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А. Л. Штиглица, — вдохновила присутствующих на живую и плодотворную дискуссию. Гости общались с Маргаритой Морозовой (PR-представителем компаний Vitra и Artek в России), Павлом Ульяновым (исследователем истории дизайна), Павлом Кулаковым (дизайнером мебели и интерьеров), Ольгой Кулекиной (дизайнером и руководителем студии New Interior), активно полемизировали друг с другом — выступлений из зала было не меньше, чем заявленных спикеров.

Первой свою презентацию сделала Маргарита Морозова, раскрыв практику авторизованного использования реплик на примере знаковых изделий из ассортимента Vitra. В крупных зарубежных концернах, работающих под культовыми торговыми марками, на это направляются серьёзные финансовые и трудовые ресурсы.

«Цена плагиата — это рабочие места, — отметила г-жа Морозова. — Лицензированные производители вкладывают сотни тысяч евро в собственные патенты и промышленные образцы, пытаясь защитить от пиратов свою торговую марку, нанимают лучших консультантов по защите интеллектуальной собственности. Тут же, разумеется, и инвестиции в производство: дизайн хоть и можно скопировать, но качество продукции Made in Germany или Made in Switzerland подделать невозможно».

Не остался в стороне вопрос этики потребления копируемых изделий.

«Фэйки не одобряю, — сказала Ольга Кулекина. — Лучше покупать оригинал, а если бюджет не позволяет, то имеет смысл приобрести изделие молодых, пусть пока и неизвестных дизайнеров, зато с оригинальной концепцией. Российским производителям мебели и предметов интерьера я бы рекомендовала не копировать известные образцы, а пригласить дизайнера с мировым именем и выпустить новые модели собственного авторства. Если нет такой возможности, можно сотрудничать с молодыми, интересными и креативными, внедрять смелые (порой кажущиеся невозможными) идеи и нанимать дорогостоящих конструкторов, чтобы они могли реализовать эти идеи в производстве».

Тема репродукций существовала всегда — как в исторических интерьерах, так и в новейших: живопись и графика, мелкая пластика и предметный декор, — однако репродукции никогда не вызывали вал критики, поскольку в этих работах всегда оставалось имя художника. Важно сохранять уважение к автору, создателю произведения — в этом участники семинара были единодушны.

«Задача культуры — накапливать, сохранять и преумножать человеческие достижения, — считает Павел Ульянов. — Как и фундаментальные науки, дизайн опирается на весь существующий опыт, как исторический, так и современный. Модификация и оптимизация существующих решений под новейшие технологические и эстетические требования — в основе дизайнерской практики. Обращение к выдающимся решениям прошлого, ставшим отправной точкой для дальнейшей оптимизации, можно расценивать как знак культуры. Пожалуй, лишь формальное и безусловное копирование таких решений можно считать плагиатом».

Впрочем, одно дело — точка зрения дизайнеров, совсем другое — массовый рынок и реальное потребление. «Я обычный мебельщик, и когда ко мне приходит клиент со словами «Сделайте так же, как на этой картинке, только с перламутровыми пуговицами, — я берусь за этот заказ, потому что таков рынок и таковы его условия», — прозвучало из зала.

«Распространённая иллюзия заказчиков интерьера — то, что можно быстро сделать копию, подобную оригинальному предмету мирового дизайна, который формировался совершенно в других условиях и с другими производственными возможностями, — добавил Павел Кулаков. — Потери в качестве при этом неизбежны. «Казаться, но не быть» — вполне уместная характеристика, когда речь идёт о замене оригинала на визуально похожую подделку. Допустима ли такая подмена, решать заказчику объекта — потребителю. Я как дизайнер, разумеется, всегда выберу авторский вариант. Но кто-то решит иначе. Добавлю к этому, что проблема плагиата сегодня становится глубже: средства и технологии производства всё более упрощают возможности копирования, авторам оригиналов всё труднее защищать свои идеи».

В этом аспекте участники семинара приблизились к известной парадигме: в сегодняшней реальности существует, с одной стороны, бизнес на инновациях, когда автор оригинальной идеи «снимает сливки» с рынка, предложив какую-то новаторскую идею или технологическое решение. Но очень скоро его идея тиражируется конкурентами — потому что, с другой стороны, основная масса рыночных игроков строит «бизнес на цитировании». Каждый мебельщик решает для себя сам, в какую категорию предпринимателей войдёт он и его предприятие. Но те мебельщики, которые избрали инновационную стратегию, должны помнить: предлагать рынку всё новые и новые идеи — ключевое условие выживаемости для инновационного производства. В секторе массовой мебели невозможно выступить с одной-единственной идеей и бесконечно наращивать свою прибыль, не совершая «маленьких революций» в сфере разработки.

«Плагиат и копии — суть разные явления, — подвела итог Ксения Бандорина. — Создание доступных копий с сохранением авторства мастера — это не плагиат, а возможность для людей, не имеющих больших финансовых возможностей, соприкоснуться с дизайном, как следствие — повышение уровня жизни, образования, культуры. Вспомним, что дизайн изначально формировался не как средство создания роскоши, его задачами были обеспечение человека комфортной предметной средой, выпуск продуктов массового потребления. Сегодня ситуация такова, что экономика и маркетинг возвели отдельные предметы дизайна в малодоступные предметы роскоши, на которые большинство потребителей может смотреть только в журналах. Отсюда — и плагиат в современном дизайне. Российским, да и европейским производствам вполне по силам создать программу доступного дизайна — качественного и актуального, для более широкой аудитории потребителей».

Главный вывод по итогам встречи: дизайнеры и участники мебельного рынка «питаются» одними и теми же трендбуками, поэтому избежать «цитирования» в дизайне невозможно. Другой вопрос — создание профессиональной школы отечественного дизайна и умение продвигать на рынок продукты, разработанные отечественными креаторами. В нынешних реалиях эта задача ложится, в первую очередь, на самих мебельщиков — за них её никто не решит.

09.10.2015

Интернет-каталог «Мебель России» Вход
 
Платный доступ к Базе

Ваш e-mail:  

Пароль:  

Забыли пароль?    

Модена
Мебель
Мебель
СПб Севзапмебель
Мебель
Детские кроватки
Мебель
Лемос-Манн Групп
Яндекс.Метрика